Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
Анализ стихотворения «Гефсиманский сад» Пастернака
Стихотворение «Гефсиманский сад» — вершина философской лирики Бориса Леонидовича Пастернака, крупнейшего поэта, прозаика, переводчика XX века. Это произведение подводит итог как роману «Доктор Живаго», так и размышлениям самого поэта о жизни, смерти, прошлом и будущем.
Стихотворение «Гефсиманский сад» написано в 1949 году. Оно завершает цикл стихотворений из романа «Доктор Живаго». Его автору 59 лет, он давно находится в немилости у советской власти, едва минул год, как был уничтожен тираж его сборника «Избранное». И в этот период Б. Пастернак, по сути, пересказывает вечное Евангелие, выводя земную историю за рамки идеологий, суеты, человеческих заблуждений и преступлений.
По жанру — философская лирика, по размеру — пятистопный ямб с перекрестной рифмой, 14 строф. По композиции его можно разделить на 4 части: в первой — обманчиво мирный ночной пейзаж, во второй молитва Спасителя, в третьей — арест, а четвертая перекликается со второй, и состоит из прямой речи Христа — победителя смерти.
Основа стихотворения — свидетельство апостолов Матфея и Луки о последних днях земной жизни Христа. Привычный ночной пейзаж, камерность лирического повествования сменяются картинами евангельских событий, предчувствием приближения Страшного Суда. Поэт как бы ведет своего читателя к вневременным событиям Нового Завета. Автор не только пересказывает, но и впрямую цитирует, чуть перефразируя, Евангелие. Гефсиманский сад — начало крестного пути Спасителя, место предательства и, на первый взгляд, крушения всех надежд.
Стихотворение построено на контрасте, противопоставлении. Лексика возвышенная (скорбит, небытия, лобзаньем, восстану), нейтральная, просторечная (валялись, головорезам, скопище). Эпитеты: серебристые, страшного. Олицетворения: дорога шла, маслины пытались шагнуть. Сравнения: ход подобен притче, на суд, как баржи каравана, как смертные, как мы. Повторы: Я в гроб сойду.
Все произведение — одна большая метафора. Ночная даль — край уничтоженья и небытия, близящийся огонь, сожигающий Землю и все дела на ней, отражен в словах: и ход веков может загореться на ходу. Используется прием инверсии: протекал Кедрон, начинался Млечный путь. Один из смыслов стихотворения заключен в словах к человеку: спор нельзя решать железом. В последних строфах накал произведения поднимается до высоты эпоса.
Ключ к пониманию романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» — стихотворение «Гефсиманский сад». Поэт, сам осужденный и ошельмованный земными властями, создает эпическое произведение на основе Евангелия о судьбах мира.
А я был на святых землях: и в Иерусалиме: у стены плача, и в храме гроба Господня, и где захоронена Дева Мария, видел Масляничную гору на которой расположено кладбище и, где находятся ворота откуда по писанию должно быть второе пришествие Христа в наш мир. Видел и реку Иордан, где крестили Спасителя, а так же был и на мёртвом море, на месте которого по библейской легенде находились два города грешников: Садом и Гамора, которые были уничтожены Творцом (отцом Христа) за то, что жители этих городов погрязли в грехах и не почитали Творца и Создателя. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
P.S
Я так же видел и Гефсиманский сад, где растут бес корневые оливы уже много, много лет и не погибают. (Разве это не чудо). А Мёртвое море исцеляет многие болезни (особенно кожные). В нём большая концентрация соли, что невозможно утонуть и надо лежать на спине, чтобы не попала соль в глаза и не было ожога. Даже ногу опустить сложно, её всё время выталкивает вверх вода. Просто ложишься на поверхность моря и ветер несёт тебя вдаль от берега. Необычные и незабываемые ощущения. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
А всё-таки я не удержался, чтобы не отметить стихотворение Пастернака, потому что он произвело на меня впечатление, очень Сильное и глубокомысленное, доходящее до самых глубин моего сознания. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Одно стихотворение затмевает содержание, смысл и художественную ценность всего романа. Аналогов этому нет.
Да действительно пожалуй аналогов нет. У Бунина то же есть про Гефсиманский сад, но всё же я считаю, что у Пастернака лучше. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Баржи из тумана же, а не баржи каравана. Что за бред. Это явная ошибка.
В книге написано «Ко мне на суд, как баржи каравана». Пример:
«Русская поэзия: XX век : антология», Олма-Пресс, 1999
Как же актуальна сейчас фраза Иисуса: «Спор нельзя решать железом»!
А сейчас ещё более актуальна!
История складывается в нашем случае не из фраз, а из стали и огня.
Когда я его учила в институте, думала помру