Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать: Стих

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» было написано в 1912 г. Оно быстро стало широко известным. В нем отразились основные черты поэтического таланта автора. Существует несколько редакций произведения, так как Пастернак неоднократно возвращался к нему и вносил существенные изменения.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, но несет в себе многие элементы символизма и футуризма. На фоне февральской непогоды автор описывает возникновение творческого вдохновения. Этот процесс резко отличается от весеннего упоения природой лирических поэтов, которые испытывают радостные и светлые чувства. Вдохновение у Пастернака – мучительное чувство, вызывающее слезы и страстное желание «достать чернил». Вместо спокойного и уютного размышления в кабинете лирический герой испытывает страстный порыв слиться воедино с бушующей стихией. Его слезы подобны каплям дождя, они так же стремительны и обильны. Не в силах прервать свой плач, автор пытается заглушить его ливнем. В результате в его душе рождаются удивительные строки, насквозь пропитанные дождем и печальными криками «тысячи грачей».

Произведение имеет кольцевую композицию благодаря повторяющемуся в начале и в конце выразительному слову «навзрыд». Оно полностью передает настроение лирического героя. Особое значение имеет черный цвет, он связывает человека с природой («чернила» — «весною черною» — «чернеют»). При этом черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл. «Чернила» — символ поэтического творчества. «Чернеющие проталины» — первые признаки неизбежного наступления весны. Пастернак использует неожиданные эпитеты («грохочущая слякоть», «сухую грусть»), яркие метафоры («дно очей»). Насыщенность символами и образами смягчается самыми обыденными предметами («шесть гривен», «пролетка»). Этим автор напоминает читателю, что стихотворение имеет очень личный характер, является следствием реальных переживаний.

Непосредственным влиянием символизма можно считать оригинальное сравнение грачей с «обугленными грушами». Произведение написано четырехстопным ямбом. Данью поэта футуризму является использование неточной рифмы.

В стихотворении одновременно сливаются чувства лирического героя, визуальные и звуковые ощущения. Это слияние и порождает у автора прилив вдохновения. Процесс творчества выходит из-под контроля поэта. Он подобен внезапному сильному ливню, который невозможно остановить.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (100 оценок, среднее: 3,73 из 5)
Категории стихотворения "Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

23 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Хотел сказать , что круто и выразить благодарность Автору , но понимаешь , что получишь так же и
дизлайки . Но дело не в одних оценках и у меня есть вопросы . Грохочущая слякоть , проталины , ливень
такое обычно бывает в марте . И даже в конце февраля ещё минусовая температура . Или может в тот
год был аномальный февраль ? И почему все эти проталины под грузом сухой грусти ( такое было настроение у Классика ) , если стихи слагаются навзрыд ? То есть они рождались в голове Автора , когда
он обливался слезами . А это уже мокрая грусть …Или он сначала на всё смотрел с сухой грустью и затем
уже дома , получив впечатление писал навзрыд ? Вообще Пастернак как всегда напастерначил в своём стиле ( как и во многих произведениях ) : оригинально и необычно , но замысловато и непонятно . Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .

«Под ней проталины чернеют» это к чему? Под кем, под ней, о чем речь?

Под сухой грустью

А мне понравилось

В чем смысл этих конструкций?

Ну написал про что-то, в необычной форме, что с того то?

Вариться в этой кастрюле развечто совкам 60кам и их хомякам

Иди на заводе работай, диссидент.

Маразматическая писулька !..
От безделья и желания примазаться к новомодным течениям !!

1) «Достать … и плакать !..»
Это — не мужчина, а — Соплежуйка- гимназистка !..
Особенно ЭТО подчёркивает его «навзрыд»!!!
Ещё бы напИсал о крахмальном платочке, чтобы Сопли утереть!..

2) Февраль. — Какие грачи?.. Какой ливень ?..

3) «как обугленные груши…»
= Нечего было кое-чем — «груши околачивать»,
стихоплёт «лужный»!!!

4) «стихи навзрыд.»

= С какого будуна «разрыдался» Бориска ?

Ещё раз:: через 2 года — Жуткая Война !..
Уже была Японская, было Кровавое Воскресенье, была Революция.

«Воздух» — не криками изрыт, а —
«в воздухе пахнет грозой !..»

Т.е., «боренька» — не только не «Поэт-Гражданин»,
но и «мужского» в нём — ничего.

= В 1-ой Мировой — не участвовал.
В Революции и Гражданской — НЕ участвовал.
В Великой Отечественной — тоже в тылу жировал.

Вот такой он Мужчина — «плачуще-рыдающий» стихоплёт…

Вы перепутали понятия маразм и меланхолия. Если вам не нравится человек, вы всегда начинаете его об*ирать прилюдно? Если вам не нравиться стих, так и напишите об этом и приведите доводы не переходя на личности. Найдите того, кого вы считаете достойным себя и наполните свой сосуд этим содержанием

Анализ — сама поэзия!

В понедельник Февраль! Это как новая точка отсчёта.. Вспомнилось. С удовольствием прочитал 20-ти летнего Бориса Леонидовича..

Согласна с Михаилом — первые две строчки самодостаточны. дальше — жонглирование рифмами ,изобилие метафор и букв ррр.

мой любимый февраль . я всегда его жду. не дождусь .мой любимый февраль .ну когда ты придешь. я жду же . ну как-то так. я сама не знала что писать . простите что не понятно кому -то .

Просто люблю!!

Анализ просто потрясает!!!

Вдохновенны лишь первые две строчки:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,

Дальше начинается поэтическое ремесло, которое Пастернак и демонстрирует. Но уже продолжение великих двух строф, мягко говоря, не обязательно. Здесь возможны варианты, например:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока чернеющая слякоть
В душе страдающей саднит.

Грустно! По — февральски. Но это же один из 12 братьев — месяцев. Он такой же прекрасный, необходимый, любимый. И это месяц, когда вы все родились. С фералем вас!

Февраль! Всякий февраль встречаю словами Бориса Леонидовича Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» Хотя на слезу эти слова никогда не пробивали, но встретить Февраль следует обязательно именно стихами Бориса Леонидовича.

Вечная прекрасная поэзия! Гениально!

Круто, прочитал много лет назад как-то запомнилось сразу

Наизустно – любимое, звенящее и гудящее в голове накануне каждой (!) весны!

Вот это я понимаю! Аникиной такое и не снилось.

Очень интересно описан момент пробуждения в черном цвете, но позитивном ключе. Прямо начинаешь ждать весны с удвоенной силой.

Какая же потрясающая рифма, какой богатый лексикон у поэта. Некоторые слова сейчас уже забыты или вышли из обихода. А жаль. А стихотворение и правда, навзрыд.

Читать стих поэта Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.