Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать» Пастернака
Стихотворение Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» было написано в 1912 г. Оно быстро стало широко известным. В нем отразились основные черты поэтического таланта автора. Существует несколько редакций произведения, так как Пастернак неоднократно возвращался к нему и вносил существенные изменения.
Стихотворение относится к пейзажной лирике, но несет в себе многие элементы символизма и футуризма. На фоне февральской непогоды автор описывает возникновение творческого вдохновения. Этот процесс резко отличается от весеннего упоения природой лирических поэтов, которые испытывают радостные и светлые чувства. Вдохновение у Пастернака – мучительное чувство, вызывающее слезы и страстное желание «достать чернил». Вместо спокойного и уютного размышления в кабинете лирический герой испытывает страстный порыв слиться воедино с бушующей стихией. Его слезы подобны каплям дождя, они так же стремительны и обильны. Не в силах прервать свой плач, автор пытается заглушить его ливнем. В результате в его душе рождаются удивительные строки, насквозь пропитанные дождем и печальными криками «тысячи грачей».
Произведение имеет кольцевую композицию благодаря повторяющемуся в начале и в конце выразительному слову «навзрыд». Оно полностью передает настроение лирического героя. Особое значение имеет черный цвет, он связывает человека с природой («чернила» — «весною черною» — «чернеют»). При этом черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл. «Чернила» — символ поэтического творчества. «Чернеющие проталины» — первые признаки неизбежного наступления весны. Пастернак использует неожиданные эпитеты («грохочущая слякоть», «сухую грусть»), яркие метафоры («дно очей»). Насыщенность символами и образами смягчается самыми обыденными предметами («шесть гривен», «пролетка»). Этим автор напоминает читателю, что стихотворение имеет очень личный характер, является следствием реальных переживаний.
Непосредственным влиянием символизма можно считать оригинальное сравнение грачей с «обугленными грушами». Произведение написано четырехстопным ямбом. Данью поэта футуризму является использование неточной рифмы.
В стихотворении одновременно сливаются чувства лирического героя, визуальные и звуковые ощущения. Это слияние и порождает у автора прилив вдохновения. Процесс творчества выходит из-под контроля поэта. Он подобен внезапному сильному ливню, который невозможно остановить.
Хотел сказать , что круто и выразить благодарность Автору , но понимаешь , что получишь так же и
дизлайки . Но дело не в одних оценках и у меня есть вопросы . Грохочущая слякоть , проталины , ливень
такое обычно бывает в марте . И даже в конце февраля ещё минусовая температура . Или может в тот
год был аномальный февраль ? И почему все эти проталины под грузом сухой грусти ( такое было настроение у Классика ) , если стихи слагаются навзрыд ? То есть они рождались в голове Автора , когда
он обливался слезами . А это уже мокрая грусть …Или он сначала на всё смотрел с сухой грустью и затем
уже дома , получив впечатление писал навзрыд ? Вообще Пастернак как всегда напастерначил в своём стиле ( как и во многих произведениях ) : оригинально и необычно , но замысловато и непонятно . Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .
«Под ней проталины чернеют» это к чему? Под кем, под ней, о чем речь?
Под сухой грустью
А мне понравилось
В чем смысл этих конструкций?
Ну написал про что-то, в необычной форме, что с того то?
Вариться в этой кастрюле развечто совкам 60кам и их хомякам
Иди на заводе работай, диссидент.
Маразматическая писулька !..
От безделья и желания примазаться к новомодным течениям !!
1) «Достать … и плакать !..»
Это — не мужчина, а — Соплежуйка- гимназистка !..
Особенно ЭТО подчёркивает его «навзрыд»!!!
Ещё бы напИсал о крахмальном платочке, чтобы Сопли утереть!..
2) Февраль. — Какие грачи?.. Какой ливень ?..
3) «как обугленные груши…»
= Нечего было кое-чем — «груши околачивать»,
стихоплёт «лужный»!!!
4) «стихи навзрыд.»
= С какого будуна «разрыдался» Бориска ?
Ещё раз:: через 2 года — Жуткая Война !..
Уже была Японская, было Кровавое Воскресенье, была Революция.
«Воздух» — не криками изрыт, а —
«в воздухе пахнет грозой !..»
Т.е., «боренька» — не только не «Поэт-Гражданин»,
но и «мужского» в нём — ничего.
= В 1-ой Мировой — не участвовал.
В Революции и Гражданской — НЕ участвовал.
В Великой Отечественной — тоже в тылу жировал.
Вот такой он Мужчина — «плачуще-рыдающий» стихоплёт…
Вы перепутали понятия маразм и меланхолия. Если вам не нравится человек, вы всегда начинаете его об*ирать прилюдно? Если вам не нравиться стих, так и напишите об этом и приведите доводы не переходя на личности. Найдите того, кого вы считаете достойным себя и наполните свой сосуд этим содержанием
Анализ — сама поэзия!
В понедельник Февраль! Это как новая точка отсчёта.. Вспомнилось. С удовольствием прочитал 20-ти летнего Бориса Леонидовича..
Согласна с Михаилом — первые две строчки самодостаточны. дальше — жонглирование рифмами ,изобилие метафор и букв ррр.
мой любимый февраль . я всегда его жду. не дождусь .мой любимый февраль .ну когда ты придешь. я жду же . ну как-то так. я сама не знала что писать . простите что не понятно кому -то .
Просто люблю!!
Анализ просто потрясает!!!
Вдохновенны лишь первые две строчки:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Дальше начинается поэтическое ремесло, которое Пастернак и демонстрирует. Но уже продолжение великих двух строф, мягко говоря, не обязательно. Здесь возможны варианты, например:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока чернеющая слякоть
В душе страдающей саднит.
Грустно! По — февральски. Но это же один из 12 братьев — месяцев. Он такой же прекрасный, необходимый, любимый. И это месяц, когда вы все родились. С фералем вас!
Февраль! Всякий февраль встречаю словами Бориса Леонидовича Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» Хотя на слезу эти слова никогда не пробивали, но встретить Февраль следует обязательно именно стихами Бориса Леонидовича.
Вечная прекрасная поэзия! Гениально!
Круто, прочитал много лет назад как-то запомнилось сразу
Наизустно – любимое, звенящее и гудящее в голове накануне каждой (!) весны!
Вот это я понимаю! Аникиной такое и не снилось.
Очень интересно описан момент пробуждения в черном цвете, но позитивном ключе. Прямо начинаешь ждать весны с удвоенной силой.
Какая же потрясающая рифма, какой богатый лексикон у поэта. Некоторые слова сейчас уже забыты или вышли из обихода. А жаль. А стихотворение и правда, навзрыд.