Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
Анализ стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы» Ахматовой
Творческая обстановка перед грядущей революцией в Российской империи напоминала «пир во время чумы». Страну сотрясали небывалые социальные конфликты, обостренные начавшейся Первой мировой войной. Многие представители творческой интеллигенции впоследствии вспоминали, что сами способствовали свержению царской власти, так как закрывали глаза на насущные проблемы и старались уйти в воображаемый мир. Символом такого наплевательского отношения к жизни несколько лет являлось петербургское творческое кафе «Бродячая собака». Несмотря на скромный статус, заведение было ночным с непременным наличием спиртных напитков. Ахматова была завсегдатаем этого кафе, но к ней часто приходили мысли о его никчемности. Свои печальные размышления она выразила в стихотворении «Все мы бражники здесь, блудницы… (1913 г.).
Ахматова описывает один из вечеров или ночей в кафе. В нем постоянно устраивались любительские спектакли и публичные чтения произведений. Постоянное присутствие творческой богемы должно было свидетельствовать о насыщенной культурной жизни. Но поэтесса сразу же дает резкую оценку всем присутствующим («бражники и блудницы»). Она отмечает, что царящий в заведении дух свободы и торжества имеет фальшивый оттенок («как невесело вместе нам!»). Стены кафе украшали росписи известного художника, но Ахматова уверена, что изображенные «цветы и птицы томятся по облакам». Собравшиеся люди считают, что занимаются чем-то ценным и важным. На самом деле их жизнь пуста и бесцельна. Они существуют в воображаемом мире, сознательно отгородившись от окружающей действительности.
Ахматова критически относится к посетителям, в том числе к себе и своему спутнику. Представители творческой элиты стремились подчеркнуть свою индивидуальность, и часто их облик был очень экстравагантным. Спутник поэтессы для таинственности своего вида постоянно курит «черную трубку», а она сама ради привлекательности одета в «узкую юбку».
Героиня понимает, что жизнь в кафе не имеет ничего общего с действительностью. Она подчеркивает, что в нем «навсегда забиты окошки». Происходящие в стране глобальные события не волнуют посетителей, они даже совершенно не представляют их истинного значения («изморозь или гроза»).
Такие мысли приводят Ахматову в состояние крайней тоски и осознание бесцельности своей жизни. Вместе с разочарованием приходят размышления о смерти. Поэтесса отмечает танцующую перед посетителями женщину, которая «непременно будет в аду». Можно заметить скрытую параллель между неизвестной танцовщицей и главной героиней. Их судьбы схожи. Суровой приговор в такой же степени может быть применен к самой поэтессе.
Правильнее будет: На глаза блудливой кошки, Похожи твои глаза.
Здравствуйте! Согласно источнику: «Сборник «Четки». Дата создания: 1913» — правильно будет «осторожной кошки». Не встречали вариантов с «блудливой кошкой».
Согласна с Александром . Тоже так поняла настроение Анны Андреевны
Анализ написан канцелярским языком в традициях советских школьных хрестоматий. Его автору анализ расписания электричек писать в самый раз, а не стихов Ахматовой.
Некоторые строки стиха не под рифму , и странно звучат
Я не совсем согласен с автором этого анализа. На мой взгляд в этом стихотворении Анна Ахматова описала сугубо личные переживания ревнующей женщины. Своё внутреннее мрачное настроение. Судя по всему, на момент написания стихотворения Николай Гумилёв, а он и Анна Андреевна уже три года как состояли в браке, не раз давал повод для ревности. И в той же «Бродячей собаке». О чём можно судить, хотя бы, по мемуарам поэта Бенедикта Лившица : «Затянутая в чёрный шёлк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа………. В длинном сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину.» Вот и гневно- мстительное «та, что сейчас танцует», и надрывное «О, как сердце моё тоскует! Не смертного ль часа жду?», и обличающе- подозрительное «На глаза осторожной кошки(знающей чьё мясо съела) похожи твои глаза. » Так что не «осознание бесцельности своей жизни», и не «происходящие в стране глобальные события» а , скорее, свои личные, семейные, проблемы и неурядицы «приводят Ахматову в состояние в состояние крайней тоски». Да и не удивительно, такие экивоки, когда муж, или жена, являются под утро и пьяным, а «Собака», заметим, заведение ночное и продающее алкоголь, кого хотите в тоску и меланхолию вгонят. Вот, мне кажется, примерно где то так.
Очень интересное мнение!
Лично у меня сложилось впечатление, что Гумилев наоборот более меланхоличен и трагичен, и не способен на интрижки. Нужно почитать о Гумилеве немного больше))
Да,если бы наши,теперешние наркоманы и бл*ди,как вы пишите ,могли создать хоть что-то похожее на стихи,то я была бы рада за них.
Правильно, все они алкаголики и бл*ди, а некоторые поэты серебряного века, ещё и наркоманами были.
Обожаю Ахматову.Самые лучшие стихи серебрянного века.