Вечерние часы перед столом.
Непоправимо белая страница.
Мимоза пахнет Ниццей и теплом.
В луче луны летит большая птица.
И, туго косы на ночь заплетая,
Как будто завтра нужны будут косы,
В окно гляжу я, больше не грустя,
На море, на песчаные откосы.
Какую власть имеет человек,
Который даже нежности не просит!
Я не могу поднять усталых век,
Когда мое он имя произносит.
Анализ стихотворения «Вечерние часы перед столом» Ахматовой
Для сборника «Четки» Анна Андреевна Ахматова написала произведение «Вечерние часы перед столом». Оно навеяно воспоминаниями о поездке во Францию.
Стихотворение написано в 1913 году. Поэтессе исполнилось 26 лет, она замужем за поэтом Николаем Гумилевым, вместе они воспитывают сына. Позади несколько путешествий по Европе, публикация сборника «Вечер». По жанру — элегия, по размеру — пятистопный ямб с перекрестной рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Кому посвящено стихотворение? Возможно, это отвлеченная зарисовка, а может — тот «человек» — это муж, с которым она совершила одно из путешествий? Третий вариант называет еще одно имя: Амедео Модильяни, итальянский художник с трагической судьбой, который заприметил А. Ахматову в одном из кафе, много раз рисовал ее, пытался объясниться с ней. Это странное чувство, мимолетная встреча поэтессы и художника во Франции оставило след и в его сердце, и в ее. Много позднее она писала о том, что драма его жизни чувствовалась уже тогда. Сама она говорила, что их сблизило родство душ, дюбовь к искусству. Впрочем, эта страница в ее жизни так и осталась скрытой завесой тайны.
А вот отношения с мужем сложились в определенную поэтическую летопись, они писали друг о друге. Возможно, строка «власть имеет человек, который даже нежности не просит» относится к Н. Гумилеву. Их семейная жизнь не была безоблачной, временами они играли друг перед другом разные роли, что позднее отзывалось мучительной болью, непониманием. Первая строфа посвящена процессу творчества: непоправимо белая страница. Лирическая героиня так и не смогла написать ни строчки. Вечерний пейзаж, вечно новый, но почему-то не вдохновляющий в этот раз: луна, летящая птица, мимоза, Ницца… Она старательно заплетает косы, хотя планов на завтра нет никаких. Героиня смотрит из окна «больше не грустя». В эту минуту ее больше не тревожит будущее, не просыпаются творческие амбиции, не томят страстные чувства.
Тот человек произносит ее имя, ничего не прося, не требуя, а она, завороженная разлитым спокойствием, не может «поднять усталых век» в ответ. И этот голос, зовущий ее по имени, заставляет дрогнуть сердце. Наверно, их чувство глубже, чем ей казалось еще недавно. Она не одна, с ней рядом тот, кого она пустила в свое сердце, в свой дом, которому разрешила звать ее просто по имени.
Загадочное произведение А. Ахматовой «Вечерние часы перед столом» — сочетание лиризма и пейзажной миниатюры, картинка заграничной жизни и размышление о путях творчества.