Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
24 сентября 1911, Царское Село
Анализ стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям» Ахматовой
Произведение «Смуглый отрок бродил по аллеям» Анны Андреевны Ахматовой – часть царскосельского цикла.
Стихотворение написано в 1911 году. Поэтессе в эту пору исполнилось 22 года, она недавняя студентка, замужняя дама, путешественница. Практически готова к публикации ее дебютная книга стихов «Вечер». По жанру – элегия, по размеру – чередование анапеста и дольника, рифмовка перекрестная, поровну открытых и закрытых рифм. Лирическая героиня скрывается за местоимением «мы», уверенная, что подобные чувства испытывает не одна она в России. Поэтесса была заядлой пушкинисткой, не просто любила и знала наизусть поэзию А. Пушкина, но могла цитировать фрагменты его переписки и писала статьи о нем и его творчестве. Отношение к поэту у нее было самое восторженное и чуточку ревнивое. В своем классическом варианте стихотворение увидело свет во втором сборнике А. Ахматовой. Именно на его страницах «ели» были заменены на «сосны», а «разорванный» на «растрепанный». Гораздо позже «глухих» она переменила и вовсе на глагол «грустил». Поэтесса в своей миниатюре дает не просто мгновенный снимок одного дня, впечатления, а, хоть и вскользь, но вполне осязаемую картину нескольких лет. Тех самых, что ее герой провел в Лицее. Между прочим, даже год создания своего стихотворения она подгадала к годовщине вступления отрока в сие учебное заведение. Особый эффект присутствия создается за счет деталей: треуголка, том Парни. Треугольные шляпы были частью выходной формы лицеистов первых курсов обучения. К ним прилагались еще и мундир, и белые панталоны, и ботфорты. А вот поэзия Парни появилась в его жизни чуть позднее. Глаголом «лелеем» выражена любовь к поэту. Ковер из сосновых игл – примета поздней осени, которая не раз являлась катализатором творческой работы А. Пушкина. В 4 строке – прием аллитерации. Отрочество – возраст примерно до 15 лет. Смуглость А. Пушкина отмечают современники поэта. При этом, как известно, он был еще и голубоглаз. Эпитеты: глухих (то есть, заросших, одичавших), еле слышный. Метафора: шелест шагов. Инверсия: лежала треуголка. В стихотворении дан легкими мазками словесный портрет поэта. И кажется, нет ни оценки творчества, ни высокопарных слов, ни юбилейной интонации, однако перед читателем мгновенно встает, как живой, сам юный лицеист.
А. Пушкин как человек и художник слова сопровождал А. Ахматову всю жизнь, служил маяком, вдохновением, наставником.
У каждого родителя есть свои плюсы и минусы. В прочем, как и у любого источника питания.