Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Анализ стихотворения «Когда в тоске самоубийства» Ахматовой
В революционную смуту Анна Андреевна Ахматова принимает решение остаться в России.
Стихотворение написано в 1917 году. Поэтессе в этот момент 28 лет, в ее литературном багаже несколько изданных книг, она жена Н. Гумилева, мать маленького сына. Впрочем, семейная жизнь трещит по швам, сам муж находится во Франции, куда был переведен с фронта Первой Мировой войны. Она становится свидетелем и, в какой-то мере, летописцем тех грозных революционных дней. По жанру – элегия, философская, исповедальная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирическая героиня – сама автор. В октябрьской переписке Н. Гумилев предлагает ей с сыном приехать к нему в Париж. После мучительной внутренней борьбы она отказалась: не мыслила себя вне России, не могла предать, бежать. Собственно, и сам Н. Гумилев поступил также: вскоре он вернулся в Россию. Так оба сделали выбор собственной судьбы. А вот брак сохранить не удалось. Впрочем, Н. Гумилеву не удалось сохранить и жизнь: он был расстрелян несколько лет спустя. В стихотворении звучит почти суровая, мужская нота, лексика контрастная. «В тоске самоубийства»: такая долгожданная революция кого-то опьянила и вознесла, а кого-то устрашила. Некоторым и приход немцев казался благоприятным исходом. Такую мысль поэтесса называет самоубийственной, вызванной отчаянием, унынием, страхом. «Дух византийства отлетал»: рухнувшая империя, сродни Византии, оставила земную русскую церковь без защиты государства. Теперь она гонима, как во времена первых христиан. «Приневская столица»: тогдашний Петроград. «Не знала, кто берет ее»: грубый образ поруганной, соблазненной России. Партии и группировки боролись за власть, народ вставал то на одну, то на другую сторону, город переходил из рук в руки. «Мне голос был»: казалось бы, почти перекличка с «Пророком» А. Пушкина, где герою также был глас о его миссии в этом мире. Однако А. Ахматову звал голос искусителя, врага. «Оставь Россию навсегда»: «утешные» (ласковые, вкрадчивые) слова манили в сытость и покой, к столу с пером и чернильницей, приятным хлопотам и встречам. «Край глухой и грешный»: эпитеты, словно приговор времени и стране. «Кровь отмою»: она чувствовала себя запятнанной. «Боль поражений и обид»: героиня среди побежденных. Она руками зажимает уши, чтобы не слышать «недостойную речь» внутренних колебаний, малодушия. «Скорбный дух»: возвышенный образ наивысшей печали, постигшей ее и Россию в эти горькие дни. Анафора: оставь. Сравнение: как блудница (падшая женщина). Метафора: именем покрою.
Произведение «Когда в тоске самоубийства» А. Ахматовой – и манифест, и исповедь, и пророчество о себе и России того времени.
Есть стихи понятные с первого чтения. Есть стихи сложные для трех, четырех чтений. И есть стихи Анны Ахматовой. Чтобы достичь их глубины, нужно нырять в эту стихию множество раз и все равно всей глубины не постичь. Не зря ее итальянский художник Амадео Модильяни изображал в образе африканской богини.
Да, хорошее стихотворение. Думаю, многим понравится.
«В Ахматовой, как в поэте, была заложена умудрённость жизнью, как дар Божий. И это проявилось с поразительной мощью в годы исторических потрясений: осенью 1917 года Ахматова и слагает эти известные строки: «…Мне голос был. Он звал утешно,..», в которых отразилась готовность к приятию скорбей, как промыслительного испытания…» — /М. Дунаев/.
Здравствуйте, Елена.
Извините за незамеченные мной ошибки программы девайса (и иные), коли таковые будут иметь место…
Дар Божий присутствует во всех, в поэтах — также. В их творчестве он проявляется мощно. Однако и ошибки их страшны. Обратите внимание на слово «равнодушно». А также на закрытие ушей ладонями. Ни от голоса беса, ни, тем более, от горнего голоса ладонями слух не закрыть. Но Бог в отличии от лукавого насиловать волю не будет. Поэтому жест ЛГ Ахматовой противогорний, против Бога. Он и отступил, давая ей полную свободу выбора, возможно, провидя, что она за пределами рушащейся страны будет ещё недовольнее, несчастнее. Если голос и говорил о «глухости» и «грешности» края мира в котором Ахматова жила, то по той причине, что такова была правда жизни, да и сама Ахматова в своих собственных выражениях была ещё категоричней, жёстче, грубее, Питер (мужское начало) сравнивая с проституткой (платный нетрадиционал да ещё и в пьяном до бесчуствии состоянии в совершенно непристойном соитии?) в особо гадком виде. Говорит ЛГ и о суицидных стремления русского народа, также, возможно, ЛГ не отрицает и кровь (общую для всей страны, отрекшейся от царя и Бога) на своих руках и чёрный стыд в своём сердце. Если это так, то значит ЛГ лучше быть с чёрнотой в сердце и с кровью на руках, скорбя при этом духом. Вот такая исповедь ЛГ Ахматовой и самой Ахматовой.
С уважением к Вам и к Вашему мнению-цитате.
Глупость написали