Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки,
И глядели в небосвод…
Вдpуг, глядим — летит Леталка,
То ли муха, то ли галка,
То ли целый самолёт!
Мы pешили сбить Леталку,
Запустили в воздух палку…
Может,
палка попадет
В неизвестную леталку,
То ли в муху,то ли в галку,
То ли в целый самолет!
Hе попали мы в леталку,
И ни в муху,и ни в галку…
А навстpечу из воpот
Выезжала Пpоезжалка,
И попала наша палка
С жутким гpохотом в капот:
БАХ!
Мы бежать во все Бежалки,
А водитель Пpоезжалки
Как в Оpалку заоpет,
Что откpутит нам Бежалки,
Отоpвет Сообpажалки,
И Сиделки надеpет!
Укатила пpоезжалка.
Улетела вдаль Леталка.
Гpелка по небу плывет…
Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки:
Может, Гавкалка пpойдет?!
Анализ стихотворения «Леталка» Усачёва
Стихи «Леталка» Андрея Алексеевича Усачева – один фантастический день из жизни обыкновенных мальчишек.
Стихотворение написано не позднее 1998 года. Член Союза писателей, автор множества книг, выпущенных на разных языках мира, сценарист детских телепередач и мультфильмов, поэт своеобразно продолжает лучшие традиции советской детской литературы. В жанровом отношении – фантазия, головоломка, ребус, 6 неоднородных строф со смешанной рифмовкой (есть и охватная, и парная, и тавтологическая). Главные герои сидят на мягких «сиделках» (чуть позже их пригрозит надрать «водитель Проезжалки»). Свист в «две Свистелки» можно трактовать по-разному. Скажем, синонимом к «сопеть в две дырочки» носа – или же свистом в прямом смысле. Поэт подражает строю и логике детской речи, тяге детей к шифрам, тайному языку, словотворчеству. Дети смотрят на жизнь иначе, она кажется им удивительной. Они также уверены, что большинство явлений в ней описаны неправильно и скучно. Скажем, Леталка, ставшая названием этого стиха, может быть кем или чем угодно – от насекомого до самолета. Разумеется, если есть подходящая палка, ее нужно попытаться сбить. «С грохотом в капот»: кажется, эксперимент провалился. Вместо мухи ребята немножечко «разбили» Проезжалку. Эффектное звукоподражательное междометие «БАХ!» поэт выделяет еще и графически. Видимо, грохот был что надо. В четвертой строфе виновники переполоха улепетывают. «Оторвет Соображалки»: довольно энергичная угроза «открутить голову». Наконец, все встает на свои места. «Грелка по небу»: естественно, солнце. Композиционно стихотворение можно считать кольцевым: в финале возвращаются мотивы первой строфы. «Гавкалка пройдет»: дворняжка, которой тоже можно будет заняться. К примеру, получить взбучку и от нее. Ведь в такой ясный летний денек так здорово немножко пошуметь. Поэт умышленно пишет свои неологизмы с большой буквы. Они становятся и именем, и собирательным образом. Среди средств художественной выразительности, помимо игры слов, есть инверсия (попала палка, укатила Проезжалка), финальное восклицание с вопросом, множество глаголов, придающих сюжету особый динамизм, а вот эпитетов немного (жутким грохотом, неизвестную Леталку), ряд перечислений, рефрены, умолчания, приметы дворового детства, местоимение «мы» – как символ закадычных друзей.
«Леталка» А. Усачева – оригинальное произведение, построенное на прозрачной игре слов.
Очень хорошее стихотворение. Не много смешное. И поучительное. Мне очень нравится.
Задали выучить это стихотворение наизусть. Я как увидила у меня сразу глаза на лоб выскочили как я такое длинное выучу? Но на самом деле это стихотворение очень легко запомнить. Вот за это я и хвалю его. И ещё он такой смешной когда водитель вышел.
Гениально.
Очень внукам нравится! Выучили и рассказывать гостям любят, все смеются и гости и рассказчики
Моему сыну 8 лет. Он в восторге от этого стиха. Выучил наизусть.
Согласна
Клааааасссс
Согласна
отлично, нет слов.