Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Анализ стихотворения «Не смейте забывать учителей» Дементьева
Произведение «Не смейте забывать учителей» Андрея Дмитриевича Дементьева впервые было опубликовано на страницах журнала «Наш современник».
Стихотворение создано в 1966 году. Его автору исполнилось 38 лет, он выпускник Литературного института, сотрудник ряда тверских (тогда – калининских) изданий, член Союза писателей, автор нескольких поэтических сборников, популярных песен, готовится к переезду в столицу. По жанру – обращение, призыв к ученикам и гимн учителям России. Перекрестная рифмовка чередуется с опоясывающей и смежной, деление на строфы отсутствует. Лирический герой выступает от имени всех недавних и давних школьников. Композиция кольцевая, первая строка возвращается в финале. В основу стихотворения легли воспоминания поэта о военном детстве, школе, вдохновляющей общности, стремлении к знаниям. Впрочем, на те же годы приходится и попытка юного поэта свести счеты с жизнью. Как позднее он сам рассказывал, слишком много бед навалилось на их семью. Подростка охватило отчаяние, и только чудом он остался жив. Тогда же с ним произошел еще один страшный случай, как раз по пути в школу. А. Дементьев запрыгнул в движущийся трамвай, и едва смог удержаться и не погибнуть. Интонация взволнованная, поэт пытается достучаться до всех. Он описывает учителей, которые были дороги его сердцу. Для них «учительское счастье» складывалось из достижений каждого выпускника, его профессиональных, творческих, личных побед, истории преодоления. В их сердце есть уголок для каждого, они чувствуют свою ответственность за тех, кого выпустили в большой мир. Дальше идет перечислительная градация о мелочах, которые способны согреть старого учителя: телефонный звонок, открытка, письмо, визит – хотя и короткий, на бегу. Поэт свято верит, что «они нас ждут». Однако суета затягивает, годы проносятся, встретиться все некогда. Учителям остается радоваться случайным весточкам. Теперь их ученики сдают совсем другие экзамены: «на мужество, честность, успех». Все, что было вложено в человека, в том числе, в школе, позволяет ему проходить эти испытания достойно. К финалу поэт выстраивает цепную реакцию добра, где учителя и ученики преумножают славу страны и украшают собственную жизнь. Единственное восклицание в заключительной строке лишь усиливает жизнеутверждающий настрой стиха. Инверсия: славится Россия. Олицетворение: задумавшихся комнат. Лексика нейтральная и разговорная. Афористичность, обращение в повелительном наклонении, динамичность и экспрессия.
Стихотворение «Не смейте забывать учителей» А. Дементьева – дань благодарности и памяти учителям, наставникам.