Текст стихотворения: Агния Барто — Девочка чумазая
Технический анализ
Жанровые особенности
Стихотворение относится к детской поэзии, бытовой лирике. Через простую ситуацию и добрый юмор поднимается тема воспитания, чистоты и честности.
Композиция
- Завязка: девочка утверждает, что она чистюля.
- Кульминация: становится ясно, что чистая не она, а кукла.
- Развязка: разоблачение — у девочки грязные руки и чернильный нос.
Размер и рифма
- Стихотворный размер: хорей (ударение на первом слоге).
- Рифмовка: парная (AABB), рифмы точные, легко воспринимаются на слух.
Литературные приёмы
- Ирония: девочка говорит одно, а правда — совсем другая.
- Повторы: усиливают ритм, делают стих запоминающимся.
- Олицетворение: кукла становится «участником» действий.
- Контраст: слова девочки vs. реальное положение дел.
- Диалогическая форма: создаёт ощущение живого разговора.
Вывод
Стихотворение по-детски смешное и по-взрослому поучительное. Через простую ситуацию автор учит ребёнка быть честным, следить за собой и не прибегать к хитростям. Оно легко запоминается и несёт воспитательный посыл в лёгкой, доступной форме.
Вольное изложение
Искрометное раннее произведение «Девочка чумазая» Агнии Львовны Барто многократно переиздавалось. Иллюстрации к нему рисовали В. Иванова, А. Боровская, Н. Цейтлин.
Стихотворение датируется примерно 1930 годом. Поэтессе в это время исполнилось 25 лет, несколько лет назад она еще служила в балетной труппе, впрочем, уже тогда в печати появились ее дебютные стихи. У данного стихотворения был соавтор – ее первый супруг Павел Барто. Спустя несколько лет семья, где уже рос маленький сын, распалась. В жанровом отношении – поэтический рассказ, сатирический портрет маленькой неряхи, с преимущественно смежной рифмой, хотя встречается и холостая. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Взрослые чихвостят девочку. Однако она проявляет чудеса находчивости. На каждый строгий вопрос у нее есть вполне правдоподобный ответ. Естественно, «черные ладошки» у нее не от грязи, а от жаркого солнышка. Так сказать, почти ровный загар. Например, на кончике носа, ладонях, пятках. Собственно, такой и была сверхзадача, эксперимент. Разумеется, ни вода, ни «мочала» тут ничем помочь не смогут. Даже подозрительные полосы на локтях и ногах – просто не очень удачно легший загар. Довольно бесцеремонны сравнения с зеброй, а тем более, с негром. Следует сказать, что в некоторых более поздних переизданиях книги строчки о негре были опущены. Видимо, они выглядели не совсем толерантно. Взрослые беседуют с девочкой на повышенных тонах, с использованием экспрессивных междометий: ах ты, ой ли. Наконец, наступает кульминация. Беспощадные люди несут кусок мыла и мочалку. «Мы ее ототрем». Такое покушение на независимость героиня снести не могла. Однако отчаянный крик не помог, не выручило и «цапанье». Последний призыв к разуму взрослых: «они не будут белые!» Однако мочалка опровергла ее железные доводы. Столь же немилосердна оказалась губка, до красноты надравшая «бедный носик». Пришлось перетерпеть и щекотку. Как в страшном сне звучат сакраментальные фразы: а пятки тоже отмылись. Финал же и вовсе завершается обидным утверждением: это была грязь. Девочка стала бело-розовой, хотя и порядком зареванной. Море уменьшительных суффиксов подчеркивают интонацию стихотворения, соответствует восприятию маленьких слушателей: ладошки, носик, дорожки. Несколько непривычно для поэзии А. Барто отсутствие у героини имени. Множество лексических повторов, рефренов, анафор. Сравнение: как кошка. Череда вопросов и восклицаний, яркая просторечная лексика.
«Девочка чумазая» А. Барто – поучительные стихи для самых маленьких о пользе чистоты и вреде лени.