Воспоминаньями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Так отрок библии, безумный расточитель,
До капли истощив раскаянья фиал,
Увидев наконец родимую обитель,
Главой поник и зарыдал.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты,
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.
Садятся призраки героев
У посвященных им столпов,
Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
Вот, вот могучий вождь полунощного флага,
Пред кем морей пожар и плавал и летал.
Вот верный брат его, герой Архипелага,
Вот наваринский Ганнибал.
Среди святых воспоминаний
Я с детских лет здесь возрастал,
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и роптал.
Отчизну обняла кровавая забота,
Россия двинулась, и мимо нас летят
И тучи конные, брадатая пехота,
И пушек светлый ряд.
На юных ратников завистливо взирали,
Ловили с жадностью мы брани дальный звук,
И, негодуя, мы и детство проклинали,
И узы строгие наук.
И многих не пришло. При звуке песней новых
Почили славные в полях Бородина,
На Кульмских высотах, в лесах Литвы суровых,
Вблизи Монмартра.
Анализ стихотворения «Воспоминания о Царском Селе» Пушкина
Патриотическая лирика Александра Сергеевича Пушкина включает в себя «Воспоминания о Царском Селе», где детство переплетается с грозными событиями прошедших исторических эпох.
Стихотворение написано в декабре 1829 года. Его автору в эту пору 30 лет, он тщетно просит руки своей избранницы Н. Гончаровой у ее родителей, считавших поэта и неблагонадежным, и неплатежеспособным. Его прошение о разрешении на заграничное путешествие было отклонено. Позади расстроенные служебные дела, запутанные любовные истории. По жанру – элегия, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 8 строф. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам автор. У поэта уже было стихотворение со схожим названием в более ранние годы, оно также во многом было посвящено истории России. Здесь он опять возвращается к этой теме. Надо сказать, что сохранившийся черновик произведения содержит множество правок, его финал носит несколько незавершенный характер. В 1 строфе герой вновь бродит в царскосельских «садах прекрасных». Он не просто предается приятным воспоминаниям о прошлом, напротив, чувствует стыд и раскаянье. Об этом ли будущем он мечтал для себя? Как дорого ему обошлись его опрометчивость и легкомыслие. «Отрок Библии»: блудный сын, еще при жизни отца вытребовавший себе долю наследства и промотавший его. «Увидев родимую обитель»: скитания среди чужих людей сделали его нищим и в прямом и переносном смыслах. «Поник и зарыдал»: больше не притворяется. «Вихрь суеты», блуждания никуда не привели. Обновления чувств и планов он ищет в садах Царского Села. «Вижу семью друзей»: лицейская дружба оказалась самой верной. С 4 строфы – переход на историческую часть: екатерининские орлы, сподвижники «великой жены» (императрицы), античный дух архитектуры и скульптуры сада. «Перун»: перифраз, указывающий на графа А. Румянцева-Задунайского. Схожим приемом описаны граф А. Орлов и И. Ганнибал. Последний еще и предок самого поэта. Все они сражались с турками. «Отчизну обняла»: Отечественная война против Наполеона стояла у порога. Ее лицеисты знали не по учебникам, а воочию. «На ратников завистливо взирали»: самих хотелось в бой, за славой. Скучали на занятиях, «детство проклинали»: ах, было б нам хотя б осьмнадцать лет! В последней строфе он перечисляет памятные места сражений, упоминая Монмартр, что указывает, насколько далеко продвинулась победоносная русская армия. Эпитеты: с жадностью, узы строгие (это еще и инверсия), недоступные мечты, шум игривый. Метафоры: садятся призраки, дней следы. Инверсия: забываюсь я, расточил я.
Стихотворение «Воспоминания о Царском Селе» А. Пушкина впервые было опубликовано спустя почти 20 лет после его смерти.