Александр Пушкин — Пророк: Стих

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина

Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.

«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.

Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.

Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.

Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.

Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.

Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в одноименном произведении Лермонтов.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (125 оценок, среднее: 4,22 из 5)

Слушать аудио-стихотворение:

Категории стихотворения "Александр Пушкин — Пророк":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

70 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Спасибо!!!Выучил стих. Люблю Пушкина!!!

Почитал комменты в шоке. Люди мудренно какое-то чушь несут. В отличии от многих. Пушкин читал Библию. И тут пишется о пророке Исайя. Почитайте Исайя 6 глава.

Сильное стихотворение!!! Оно не может не понравится, в нём Русский Дух и Величие Русского Стиха… Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

Красивое произведение !

Очень красиво!

Александр Сергеевич Пушкин великий писатель

Я думаю слово «Бог» Александр Сергеевич писал с большой буквы.

Великое произведения великого человека!

Красиво описал инициацию

Стихотворение Пророк это ответ Пушкина на реакцию Сенода — Высшего церковного учреждения православной церкви на его стихотворение Гавриилиада. У Бога не было ни сыновей ни помощников в виде Христа, Серафимов и прочих персонажей. Верой в БогА христианин ничем не отличается от атеиста, который отвергает его существование. Вера от слова Знать через проверку практикой (Ведаю — вести, идти,знать. Ра — свет, знания.) Ты не можешь верить в то чего не знаешь, не видел, не трогал не ощутил органами чувств. Ты можешь только верить БогУ, который с тобой общается путем жизненных ситуаций. Тогда зачем эти церкви, храмы, сборы десятины на содержание тысячи попов, если ты общаешся с Создателем на прямую а не поручаешь это брокеру. Наверное по этому, те кто не потерял связь с богом через совесть, не может выучить этот стих, подсознание сопротивляется.

Правильно, зачем учить, итак есть связь, долой всех «брокеров-попов», да здравствует Содом и Гоморра, пришло наше время, Европейские ценности, вот это будет легко выучить…

«Пророк» , несомненный шедевр. Я человек сомневающийся, особенно, того, что касаемо Искусств. Аминь.

Одно из лучших стихотворений Александра Сергеича! Каждый конечно слышит в нём, что хочет: горделивый думает, что стих о нелёгком пути поэтов. Но человек действительно томимый жаждой Духа Божьего видит в этом произведении ровно то, что ретранслировал автор будачи под впечатлением от прочтения Священного Писания или Предания. А соответственно: кто такой поэт, на фоне действительных пророков Божиих, о коих и идёт речь в этом шедевре.

Милое стихотворение. <З

В стихотворении не библейская тематика, а исламская! Грудь была рассечена у пророка Мухаммада, мир ему. И обходить моря и земли, чтобы глаголом жечь сердца людей, было приказано исламскому пророку, в отличие от Моисея и Иисуса, которые были посланы к сынам Израилевым.

Конспиролог))

Мурад, эта тематика Библейская. Пушкин оттолкнулся от фрагмента из книги пророка Исаии ( одна из книг Библии) , глава 6 стихи 6 и 7. Исайя родился около 765 года до Н.Э. Так что пророк Мухаммад (мир ему) не первый, кто столкнулся с подобным.

Пророк может быть в любом обличье, а то, что в людских душах множество «богов» это людская фишка… Да и под «глаголом жечь» он имел ввиду свою гениальность…

Как же задолбали комментаторы, которые говорят, что легко учится. НЕ ЛЕГКО учится!!

Очень трудно выучить

Вообще-то Пушкин не о себе, как о пророке писал, а о пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует). Это ему ангелы вскрывали грудь и очищали сердце, и к нему приходил ангел Джабраил с откровениями от Аллаха. У поэта есть еще стихи о Коране и мусульманах.

Вряд ли. Пушкин хоть и часто обращался к теме Ислама, но в стихе явный библейский слог, очень похож на Ветхий Завет, и себя он ставит на место скорее Моисея, чем рассказывает о Мухаммеде (мир ему).
Более того, у него есть отдельный цикл про Коран.

О Мухаммеде и о грядущем Царе России. Пророческий стих. Ещё стих «Сказки» о Нём и «Подражание Корану», там в 9-й главе, как он из старца глупого, сделал Царя, Имама Махди, если из ислама брать, Христос их христианства или Калки Аватар в индуизме, Машиах в иудаизме.

Он придет в 2021 году

Ну да ,а пророке Исайя вы конечно ничего не слышали,просто смешно ?

значит так прекратите спорить немедленно да это стихотворение безусловно заставляет каждого из нас подумать о том как устроена наша жизнь и не прочитать это стихотворение не вникнуть в этот текст просто невозможно

То что написано в этой истории являчется историей Пророка Мухаммада . Именно его сердце ангел вырвал из груди и очистил от греха. и от этой осталос у него метка на груди.

Ближе к книге пророка Исайи.
Для современников Александра Сергеевича, изучавших Закон Божий, это был даже не вопрос, а прямая отсылка. А вот сравнение истинного поэтического дара с даром пророка, с возложением ответственности и понимания своей роли — было очень смело.

Слишком смело. Нет пророка поэзии, есть пророк и поэзия. Да, поэт может отобразить суть своего замысла на уровне атомов. И тем не менее…
Нельзя себя сравнивать с пророком…

Слишком большие стихи не могу столько учить

В поэзии три пророка хоть и сказал пророк нет после менья . Восточные Мудрецы

Стихотворение Пророк говорит о славянском учении (не религия) вхождение человека в состояние великого спаса, что так усердно уничтожается еврейской религией. Изучите славянскую буквицу там есть ответы на все вопросы духовного развития человека.

на самом деле это стихотворение не носит в себе исламский характер это стихотворение носит в себе независимый характер

Тематика стиха то..снова исламская..понятно откуда черпал..

О чём вы говорите вообще, живые маги, энергетические сущности и прочая галиматья, вера эта дар, которого у вас нету, ради своего мнимого успокоения готовы перевернуть всё с ног на голову, научные доктрины, бесконечные поиски истины — удел отдельных людей, они открываются избранным, которые создают вехи истории, и живут в памяти людей, конечно есть здравое зерно в некоторых ваших высказываниях, но это всё за гранью

Со школы помню, легко учится!

духовной жаждою томим
в пустыне мрачной я влачился
рассматривая и изучая первые строки произведения мы видим что поэт заявляет о душевном поиске который по его ощущениям напоминает о мрачной пустыне в которой нет влаги, однообразный пейзаж и жгучее солнце… Довольно простое и банальное противопоставление в наши дни часто используются — дожди.
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Появилось действие — явление Серафима. Становится понятно направление духовных поисков — религиозное. Человек глубоко погружён в религию и её особенности.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Далее идёт процесс превращения простого человека в пророка.
В принципе это и есть суть стихотворения: некая переработка человеческих органов в новые глубоко моральные духовные инструменты. Согласно религиозным воззрениям Серафим не касается всех органов подряд. Действует он избирательно: глаза, уши, рот, сердце. Заметьте, что Серафим не трогает руки или ноги, не отрывает допустим голову целиком или половые органы — в этом есть определённый религиозный смысл раскрывать который в данном случае не буду. Общая картина этого Акта говорит о безысходности самого человека и всемогуществе господа. Духовные муки приводят человека лишь к тому что над ним совершают Акт а не к тому чтобы человек сам что-то переосмыслил. Вторжение некоей небесной силы является здесь единственным способом утоления духовной жажды.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»
В заключении интересно отметить напутствие Бога — глаголом жги сердца людей. После Акта трасформации Бог выбирает путь для просветления остальных людей через разговоры. Создав некую биомашину он программирует её на воздействие при помощи разговора — слова. Бог показывает что подобными делами с трасформацией он не будет заниматься выстроив людей в длинную очередь. Показана избирательность и далее форма дальнейшего воздействия. Глазами программиста — похоже на создание некоего процессора который будет исправлять ошибки в программах по умолчанию. Опять же всё построено на иерархичности. Варианты самонахождения духовных поисков исключены.
Общие выводы: Стихотворение глубоко религиозно подчёркивает ничтожность самопознания. Индивидуальность присутствует только у Бога. Показан лидер и толпа. Думаю что Пушкин этим стихотворениям хотел высмеять монархический общегосударственный строй.

Если бы человек не был томим духовной жаждой, он бы и не был удостоен такого пути. Духовная жажда и есть духовные поиски. Также очень сомнительны выводы насчёт невозможности самопознания и переосмысления. Тем более, что Пушкин, скорее всего, так не считал. Подкреплю цитатой из другого стихотворения: «Отцы пустынники и жены непорочны,/
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,/
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,/
Сложили множество божественных молитв…» Заметьте, они сами сложили молитвы, чтобы возлетать в области заочны. Активное участие человеческого духа здесь утверждается. А при чём тут государственный строй — вообще в толк не возьму.

Георгий, как понять отцы пустынники? И при чём здесь непорочность жён? Это звучит в настоящее время так: Чтобы укрепить веру надо Активно фантазировать и тогда будет легко на сердце… Это в чистом виде — религиозное воззвание… А человеческий дух укрепляется не фантазиями а дисциплиной.

Георгий, а чем молитва отличается от фантазии? И чем тогда подобный набор звуков-слов и всякой тарабарщины будет отличаться от завываний шамана племени Тумба юмба перед тем как съесть своего соплеменника? И это всё заметьте — поиск духовных истин.. Утоление жады…. Но результат всего этого — самоуспокоение. Поиск оправдания своей тухлой натуре. Если же вы наверняка утверждаете что подобные молитвы помогают добиться концентрации и дисциплины — может быть вы и людей назовёте которые смогли добиться небывалых результатов в управлении своим физическим и энергетическим телом.

Все великие умы, поэты, писатели, учёные, мыслители, наконец великие философы были глубоко верующими людьми! А.С Пушкин предсказал свою смерть, т.е. предвидел свой исход; по той простой причине, будучи ещё ребёнком воспитывался Ириной Родионовной, которая с детства научала в первую очередь Закону Божьему, вот откуда это великое понимания Божественных откровений о Серафимах! А.С.Пушкин воистину пророк своего времени! Бог открывает свои тайны только тем, кто этого жаждет!!! Что есть пустыня — это невежество простых обывателей Земли жизнь которых, заключалась в животном ублажении плоти или в каком либо накоплении, но не в отдаче, для общего блага. Пушкин скорбел видя всё это, хочу сказать ещё то, что поэтом не каждый становится, а только тот, через которого действует Дух Божий посылая Своё лого, мысль, лиру, как хотите это называйте! Всевышний изливает Свою Мудрость, Дух Истины только в верный и избранный Сосуд Своей Любви! Которым непременно является и А.С. Пушкин! Хочу сказать ещё словами Льва Николаевича Толстого: «Удивляюсь тому, как русские интеллигентные люди, могут не верить в Бога?». Отсюда все беды жителей Земли от отступлений истинного познания Бога! Если бы все искали этого познания о Вечном Боге, то сегодня бы не было бы этих глобальных проблем с выживанием!!!

Не мечите бисер пред свиньями

Однако, на вопрос вы отвечаете не ответом, а утверждением противоположности понимания из чего следует понимать ваше не желание отвечать. Также как и многие люди верующие в бога вы занимаете позицию : Бог есть, потому что я в него верю и другие верят…. Это всё. Аргументы подобных людей не интересуют. Про усопших и их нетленные мощи — махнём шире — читайте Кастанеду там вообще нет смерти, утверждается что есть живые древние маги изменившие своё энергетическое тело до формы существ. Многие великие — вы правы. Фёдор Михайлович Достоевский например который играл в карты и был жутким тираном. Пётр Ильич Чайковский — возможно педофил. Таких примеров масса и они указывают что религия не способна остановить глубокие человеческие пороки. Вот вам пример тухлой натуры. Я бы не ставила в один ряд молитвы и медитацию — это раз. Во вторых — вера в бога не плохое занятие само по себе но со временем утратившее свой сдерживающий фактор. И по одному закону божию уже давно не прожить в нашем жестоком мире.

Столько бла-бла написано в вашем комментарии. С Пушкиным соревнуетесь? Не получится. У него дар от Бога. А вот у вас явно из другого места. Какой бунт против монархии? Письма Пушкина или его современников о нем читайте. А потом комментировать беритесь.

я скачала запись звуковую «пророк» и все телефон наушники запись пятерка)

Последняя строка чего стоит…

Только последняя строка запомнилась и всё:(

легко учится,час и все)

Целый час! «Море» Жуковского вообще без рифмы, но учится за 30 минут.

Учится очень легко, главное правильно ударение в словах ставить. Я за 15 минут выучила.))

Да что вы говорите, какой легко учится? Учится он сложно, значит память у вас хорошая. В стихотворении много сложных слов. Не говорите бред. Учу и плохо запоминается!

Учи лучше

Выучить его можно быстро,но понимание придёт с годами.

Совершенно согласен, да ещё какое, к религии не имеет никакого значения.

Удивительно проникновенный стих, но понимание действительно приходит с годами.

Еще в школьные времена учил наизусть, ностальгия. Пушкин отлично подходит для заучивания. Стихотворение очень популярное, глубокое и осмысленное.

Автобиографическое стихотворение. Пушкин не сочинял стихи — он лишь записывал то, что падало на него «сверху». Увы, дар творить лучшие культурные творения дается не всем.

Очень хороший стих.Мне тоже нравится.Учить легко.

Одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина. Фраза «Глаголом жги сердца людей» давно стала крылатой!

Всем похуд на твоё мнение

Как и на твоё

Стих небольшой,простой для запоминания. Один из известнейших стихотворений А.Пушкина. Смысл стихотворения — тяжелое бремя поэта, каково быть поэтом и что значит «словом жечь сердца».

да ДАНИЛА ты прав

ты что крейзи

Причем тут поэт, если это про пророка, Пушкин что, слышал Божий возглас?

Сразу видно, что ты не понял, про что стихотворение)

стих очень простой

Простой тут только ты, а стих сложный

я смотрю что ты не понял что прочитал

Читать стих поэта Александр Пушкин — Пророк на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.