Александр Пушкин — Песнь о Вещем Олеге: Стих

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений. Тема: рассказ о гибели князя, тема судьбы, веры и неверия, дружбы человека и животного. Идея: власть и гордыня ограничиваются смертью, человеческая благодарность и народная память делают человека бессмертным. В композиции стиха есть диалог героев. Размер стиха – сложный амфибрахий с перекрестной и парной рифмовкой.

Средства выразительности

Постоянные (фольклорные) эпитеты: «верный конь», «темный лес», «бранное поле». Эпитеты: «ужаленный князь», «неразумным хазарам». Топонимы: Цареград, Днепр. «Гробовая змея»: устаревшее название гюрзы. Метафора: «годы во мгле». Сравнения: «как лента», как снег».

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

Слушать аудио-стихотворение:

Анализ стихотворений Анализ стихотворений Пушкина Баллады Баллады Пушкина: Список Сказки в стихах Сказки Пушкина Стихи Александра Пушкина для детей Стихи для детей Стихи русских поэтов классиков
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

190 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Перуну стих воспеть бы рад
Пишу я рифмы наугад

спасибо за стихотворение про меня

Ты не вещий олег. Олег умер от укуса змеи, я уж знаю из стиха.

Тоже самое…. Или его с рая выгнали а в ад не решились отправить

И в правду хороший текст!
Не цените вы труд людей!!! И вообще это А.С. Пушкин написал!!!

Я в 6-4 и это реально большая баллада. Но нам задали просто читать.

жесть 6 класс и всё учить за день заставили

ЧТО!? УЧИТЬ ЭТО В 6 КЛАССЕ!? ЖЕСТЬ, а нам просто задали читать (подготовка к 7 классу)

скоро еду в колледж, там и не такое будет)

Мы в 4 классе должны это
выучить всё это пипец ну я выучила за 1 норм но долго

Пон

Время 20:16 начал в 17:13 учу 3 часа со слезами даже 15 строчек не выучил задали учить по литературе я в 6 классе

Я за 30 минут 18 строк выучила

Вообще не понимаю как можно выучить это всё?

Лучше бы Ютуб заставили смотреть. На прогулку времени не хватило. То и делают что уроки заставляют учить

ну привыкни вот так вот, и чему ты там с ютуба научишься)

Очень плохо, текст большой учитель сказала убрать маленький а у вас большой

Мне не понравилось, нету смысла и логики. Ребёнок запутался и плакал.

блин я тебя понимаю

Очень классный сайт для чтения

Блиин, в 4 классе задали учить весть этот текст, и еще записывать в читательский дневник, а я даже половину этих не знаю

А мне читать, и потом записать

Я в 6 это учу

Я тоже в 6 учу

Я в 6 просто читала

завтра рассказывать 42 строчки, а я вообще не учил)) 0:12

Ну чё, как?)

Мне кажется лучше 2 получить чем 2 дня учить

Книга очень длинная!!!

Это ещё короткая

Уже боюсь..

Эту песнь учить невозможно!
Первое) очень скучно!!!
Второе) слова которые наверное НИКТО не понял!
И третье) почему же учить не возможно?!
Потому что долго и потому что ничего не понятно…
У МЕНЯ ВСЁ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Мда мне легко хоть и всего 11 лет :/
И слова понятные

а мне 9 и тоже понятно

Мне тоже))

Жалкий глупец

Кому песнь о Вещем Олег кажется сложно Илиаду не читал и даже Витязя в тигриной шкуре

И за Пушкина я даже не погулял сидел учил

А я на тренировку не пошла и за Пушкина

В 1822 г было 23

Всю песнь учить по литре задали :,)

Крутое стихотворение

Нужна реформа образования! Такого навязывания мнения, я ещё не видел!

Нужна реформа психиатрии. Почему у психбольных есть доступ к интернету?

соболезную тебе

Крч мне надо учить 24 строки

это мало в 6 классе 57 строчек учили

А я нисколько, а хотя в 6 классе

Повезло

Мне 30 за 4 дня

Это ещё много за 4 дня нам в классе сказали что за 1 день выучить всю песень и я в 7 классе

Я ненавижу учить , весь этот текст заставили учить в Пятом классе

А меня в 4 учить заставили

Нам задали переписать только

Да,да

Лучше сказать он был известен и знаменит, а не популярен) ПОПулярный — не от самого лучшего слова произошло) популярны попсовые попзвездяшки

Эм…

и это правда , все таки тогда слова популярный не знали.Я будто из старой России(Руси) сразу в современность

в рифму клёва я люблю рифмы

ну то же песнь

не плохо

рюрик был первым олег был полководцем

Умней себя мы не видали.
Мы гениальны с малых лет.
Советов мудрых не внимали
Мы мудрецов глупцами звали.
Хотели, ноги вытирали.
За добрые слова, за искренность и бескорыстие.
Их просто, ухмыляясь, унижали.
В безумстве находясь, потехи ради.
Хотели, просто избивали.
Порочной грязью обливали.
Но грязь их наша не пугала.
Ее вода простая с легкостью смывала….
И мудрецы от нас невежд
так просто уходил
Без всяких сожалений и обид.
А мы те самым эту грязь нечистую боготворили.
На нечестивые собрания, ломая голову, бегом бежали…….
И слепотой своей так в эту грязь вросли….

….автор Евгений Л.

Аноним ты есть глупая бездарная невежа .учи историю..РЮРИКИ у тебя в место мозгов в твоей дурной башке

правильно

класс надо было выучить выучил!!!

Не хватит добрый молодец 2 строк тебе

класс

я 3 ой 2 столбика выучил надеюсь хватит

А вдохновился Пушкин рассказом «И вспомнил Олег коня своего». И потом написал такое прекрасное стихотворение.

просто КЛАСС)) МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, но Олега очень жалко с его конём(

Да очень жалко олега и коня его

просто класс

Помогите найти какую-то главную мысль

Пушкин молодец он такие красивые стихотворение пишет

Пушкин молодец ! !

Стих класный и красивый,но мне трудно читать

оке всё круто

Я думаю этот стих для более взрослой аудитории, школьникам его тяжело понять

сногсшибательно

Красота

Прикольно

Вауу так просто выучил за 15 мин

Отличный стих ! Пушкин молодец!!!!!!!!!

Скучно

мне понравилось стихотворение

Пушкин молодец!!! Такие стихи