Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла…
Всё мрачную тоску на душу мне наводит»
Далеко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоен вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами…
Вот время: по горе теперь идет она
К брегам, потопленным шумящими волнами;
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна…
Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто ее колен в забвенье не целует;
Одна… ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;
. . . . . . . . . . . . .
Но если . . . . . . . . . . . . .
Анализ стихотворения «Ненастный день потух» Пушкина
Адресатом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Ненастный день потух…» принято считать графиню Елизавету Ксаверьевну Воронцову, с которой поэт познакомился в Одессе.
Стихотворение написано в 1824 году. Его автору исполнилось 25 лет и он находится в ссылке в одном из имений своей семьи — селе Михайловском. Положение усугубляет разлад с отцом. Впрочем, поэт много пишет, память возвращает ему имена и лица — так рождаются и стихи, адресованные, предположительно, Е. Воронцовой. Есть сомнения также, что чувство поэта было взаимным, впрочем, стихотворение говорит о другом. По жанру — любовная лирика, по размеру оно похоже на разноударный дольник, рифмовка кольцевая, смежная, перекрестная, деления на строфы нет. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Одна и та же луна на небе, но над какими разными краями она восходит! Там, где сейчас поэт — «ненастной ночи мгла», там, где его утраченная возлюбленная — «воздух напоен теплотой, море движется под голубыми небесами». То есть, на юге еще, быть может, не стемнело, как здесь, на севере под Псковом.
Похоже, поэт хорошо изучил свою любимую, он знает, что в этот час она в одиночестве спускается к морю. «Сидит печальна и одна». Было время, когда они спускались к морю вместе, и она улыбалась. Теперь же ничьи уста ее не касаются (здесь поэт не может удержаться от перечисления, которое красноречиво передает его страсть). Она сама решила так. «Я спокоен»: поэт уверен, что минувший год — не срок для этого чувства, его избранница верна его памяти. «Никто ее любви небесной не достоин» — почти запальчиво утверждает А. Пушкин. И тут же умоляюще переспрашивает: не правда ль, ты одна, ты плачешь. Невозможность свидания наводит на него «мрачную тоску». «Но если…»: обычно эту строку принято трактовать в том духе, что «но если судьба позволит нам вновь увидеться», однако ее можно понимать и как скрытую угрозу ревнивого, страдающего сердца. Сознавая свое бессилие, поэт не может ни утешить, ни обжечь свою возлюбленную подозрением.
Кто знает, не забыла ли она его? Мысль об этом ему невыносима. Вообще, здесь можно видеть как недосказанность, авторское умолчание (в череде многоточий; новаторский прием для того времени), так и незавершенность самого стиха. Тавтологический повтор: ненастный день, ненастной ночи. Анафора: там, одна, никто. Эпитет: роскошной пеленой. Сравнение: как привидение.
А. Пушкин в Михайловском не расстается с перстнем, подаренным ему Е. Воронцовой, с новой глубиной, более зрело, размышляет о любви и разлуке.