Стихотворение «Мирская власть» — часть задуманного Александром Сергеевичем Пушкиным цикла. Оно создано по впечатлениям скорбных дней Великого поста, совпавших для него с днем смерти матери.
Стихотворение написано летом 1836 года. До смерти автора оставались считанные месяцы. Поэт в этот период живет на даче под Петербургом. А весной на Страстной седмице при смерти была его мать, скончавшаяся в самый день Пасхи. Видимо, именно тогда в Страстную пятницу 1836 года поэт приходил на богослужение в Казанский Собор. Там он увидел двух солдат, часовых, чьей задачей было поддерживать порядок в храме у святой Плащаницы (изображение Христа на полотне). По жанру – религиозная лирика, по размеру – шестистопный ямб со смежной, парной рифмой. Деления на строфы нет, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композиция одночастная. Само название стихотворения требует пояснений. Герой имеет в виду вторжение светской власти в церковную сферу, духовную жизнь. Начинает поэт с пересказа евангельских событий: упоминает крест («Животворяща Древо»), распятие, Марию-грешницу (имеется в виду Мария Магдалина), Пресвятую Деву (Богоматерь). Затем он возвращается в реалии своего времени: «но у подножия теперь Креста Честнаго мы зрим двух часовых». Поэт возмущен и зло иронизирует: боитеся воров или мышей? А может «опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила?» Или «пускать не велено сюда простой народ?».
Первое, что бросается в глаза – несомненная вера А. Пушкина. Без тени вольнодумства, философствования, выдумывания поправок и оговорок. Он верит просто, как всякий православный человек. То и дело среди строк мелькают прописные буквы: Царю Царей, Распятие, Того, Чья, плоть Свою. Вопросы поэта к властям города множатся к финалу. Вероятно, присутствие «в ружье и кивере» (с оружием и в воинском головном уборе) часовых в такой день в храме ему претит тем, что «забота мирской власти» бесцеремонно вторгается в пределы храма, где нет уже — как сказано в Библии – «ни раба, ни свободного». Нарочитое обеспечение общественного порядка в этот день печали, когда никому из верующих и в голову не придет его нарушить, задело сердце страдающего поэта. «Гуляющие господа» пусть не приходят, пусть к Плащанице идет «чернь», набожный люд. Повторы подчеркивают негодование поэта: иль мните, иль покровительством, иль опасаетесь. Эпитеты: могучим, грозных, неизмеримую. Инверсия: стояли жены, свершалось торжество.
Стихотворение А. Пушкина «Мирская власть» долгое время оставалось неизданным. Образец религиозной лирики, это произведение переносит читателя в дни Страстной седмицы 1836 года.
Из какого источника взято описание случая, по которому написано стихотворение «Мирская власть»? В лекции В.В.Вересаева «Что нужно для того, чтобы стать писателем?» 1921года , поводом для написания приводится вовсе не посещение поэтом Казанского Собора, а выставка на обозрение публики картины Брюллова «Распятие».