Произведение «Из газет» Александр Александрович Блок разместил в своем цикле «Распутья».
Стихотворение создано в декабре 1903 года. В эту пору поэт молод, женился на девушке, с которой был знаком с детства, уже известен как автор «Стихов о Прекрасной Даме». Жанр – драма из жизни так называемых «маленьких людей». Размер – дольник. Рифма скачет, как учащенное сердцебиение, перекрестная сменяется холостой, затем вновь возвращается перекрестная. Структурно произведение состоит из 9 частей. Атмосфера безмятежности перед близящейся грозой. Такой прием мог быть знаком поэту из пьес М. Метерлинка, которого в те годы как раз начали переводить на русский язык. Жизнь уже никогда не будет прежней. Детский мир разбит.
Лирический герой меняется по ходу стихотворения. В первых строфах это взрослый, тот, кто читает заметку, представляет картину последнего дня. С 3 строфы он смотрит глазами ребенка на происходящее, причем, явно не старше лет пяти. Лексика становится другой, даже городовой с гербом и служебным номером на головном уборе описан («с оловянной бляхой на теплой шапке»), а не конкретно назван. Спустя несколько строк вновь возникает фигура взрослого. Наконец, идет прямая речь «толстой соседки», а затем и самих осиротевших ребятишек. Поэт сообщает имя одного из них – Коля. Спустя семь лет, видимо, под влиянием этого стихотворения А. Блока, напишет свое «Самоубийство» М. Цветаева. Отец в стихотворении не упоминается. Ушел ли он из семьи или умер – неизвестно. Видимо, женщина пыталась в одиночку обеспечить детей, но посчитала, что ничего из этого не вышло. Решилась оставить малышей на чужих людей, а возможно – на милость родственников.
Подчеркнута религиозность матери. Она поручает своих детей Богу как заступнику сирых. Безусловно, А. Блоку был известен рассказ Ф. Достоевского «Кроткая», в основе которого опять-таки лежала газетная заметка о самоубийстве бедной швеи. Тема города, общества прорываются в его стихи после периода господства чистого символизма, да и само название стиха — прозаизм. Женский образ не абстрактен. Контрастная цветопись усиливает тревогу: «мамин красный платок» (цвет крови) противостоит «голубому» и «розовому».
Тема сочувствия простого человека («соседка принесла щей», «крестила детей») к тем, кто еще более слаб, уязвим. «Розовые дети»: в переносном смысле – метафора чистоты, невинности, в прямом – описание внешнего вида детей (то есть, здоровые и веселые). Присоединительная конструкция: сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей. Инверсия: подкрались сумерки. Глагольность в сочетании со спецификой дольника теряет динамизм, все происходит, как во сне. Уменьшительные суффиксы: мамочке не больно. Страшный оксюморон в финале. Лирический герой откладывает газету в сторону.
В стихотворении «Из газет» А. Блок обращается к новым для себя как символиста темам, экспериментирует с формой.
Мастер слова!
А что с мамой этих детей конкретно случилось? Зачем она на рельсы ложилась?