Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Анализ стихотворения «Я выросла» Барто
Агния Львовна Барто — мастер детской психологии. В стихотворении «Я выросла» она вновь вступает в диалог со своим маленьким читателем, учит его делиться, дружить и не задаваться.
Стихотворение написано в 1944 году. Поэтессе 38 лет, вместе с семьей она вернулась из эвакуации в столицу. До окончания войны — еще год. Стихи А. Барто к этому времени повсеместно известны, регулярно публикуются. По жанру — сатирический портрет, по размеру — хорей с перекрестной и смежной рифмой, 5 строф. Лирическая героиня — девочка лет 7. Композиция сюжетная. Вначале героиня заявляет, что такие взрослые дети, как она, уже не должны играть в игрушки, затем деловито и с любовью обозревает своих игрушечных друзей, наконец, приходит к логичному выводу, что нельзя же все время учиться, надо и отдыхать. Поэтому Сережа, которому она великодушно решила подарить свои сокровища, подождет.
Сама себя загнала в ловушку: важничала тем, что начала буквы учить. А раз уж пообещала — выполняй. Сережа, возможно, ничего и не просил — это целиком ее инициатива. Видимо, объявила родителям — раз не может так просто отступиться. Жадная? Скорее, сама маленькая еще. Привязана к своим стареньким игрушкам. Эти зайцы многое с ней испытали, научены ее слушаться. В конце будто отбивается от невидимого Сережи, хотя его самого в стихотворении и нет. Героиня сомневается в его надежности и умению играть с таким подарком, который, она, возможно, ему когда-нибудь сделает. Кажется, она прониклась, совсем как взрослая, осознанием, что Сереже эти игрушки не на пользу пойдут.
Многоточия, один мучительный вопрос: паровоз отдать Сереже? И возмущенное восклицание: поиграть хоть полчаса! Никаких явных средств художественной выразительности поэтесса не использует. Вся интрига держится на внутреннем монологе ребенка, таком узнаваемом и вызывающем улыбку. Сережа, которого она собиралась так по-царски одарить, явно младше, и еще не знает толк в игрушках, тем более, он «мальчишка», что с него взять. «Мне нужно тоже» — ремарка, обращенная в сторону, к присутствующим или воображаемым взрослым. Ей важно не только сохранить свои игрушки в неприкосновенности, но и не уронить, так сказать, собственного лица в этой непростой ситуации.
А. Барто считала, что воспитание нравственной стороны личности ребенка должно проходить с помощью книг, где учтены возрастные особенности детей, где раскрыт понятный детскому сознанию мир.
Я так и не пойму, она жадина или нет?
Нет,просто сама играть хочет))
Я искала другие стихи, но не могла их выучить! — память не позволяла, а этот стих подошёл!
Я тоже искала искала стихи и потом нашла этот и он мне подошел
В это предложение вкралась ошибочка: «Вся интрига держится на внутреннем монологе ребенка, таком узнаваемом и вызывающим улыбку.»
Правильно — «вызывающем».
Наше упущение) Спасибо, исправили!
Я с вами согласна. Я тоже в саде читала
А я его сейчас учу,
легко очень учится; )
Я этот стих в садике рассказывала!
я его наизусть знаю!!!
Отличное стихотворение!!! Актуальное для первоклассников на все времена!