Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
Анализ стихотворения «Уж верба вся пушистая» Фета
В произведении «Уж верба вся пушистая» Афанасия Афанасьевича Фета описано влияние весеннего оживления природы на человеческую душу.
Стихотворение написано в 1844 году. Его автору исполнилось 24 года, он выпускник университета и начинающий поэт, уже издавший дебютную книгу. Еще год спустя А. Фет круто поменяет направление жизни. Отучившись на словесном отделении философского факультета, он выберет военную стезю. По жанру – пейзажная зарисовка, по размеру — ямб, в котором, впрочем, можно разглядеть производный от него пеон. Рифмовка перекрестная, рифмы открытые, закрытые, точные и неточные, 4 строфы. Лирический герой – сам автор. Композицию можно считать кольцевой: «весна» из 1 строфы возникает и в финале стихотворения. В первом же четверостишии поэт дает указание на время года: верба вся пушистая. Это характерно для ранней весны. Бутон вербы, лишенный лепестков, защищен лишь так называемыми ворсинками. Отсюда пушистость растения. «Опять»: смена времен года хотя и считается закономерностью, однако всегда происходит неожиданно. «Душистая»: ароматная, пьянящая. «Повеяла крылом»: метафора, в которой весна сравнивается с птицей. Вторая строфа начинается с мало кому знакомого понятия «станица». Оказывается, это и специальный термин, обозначающий стаю птиц, и иносказание, значение которого – большое количество собравшихся вместе живых существ (людей, животных). Следовательно, в контексте произведения это слово является частью метафоры. «Тучки»: уменьшительный суффикс, подчеркивающий радостную интонацию стихотворения. «Тепло озарены»: солнцем. «В душу просятся»: опять метафора. Герой находится в ожидании, счастлив без особых на то причин. Даже в его сны отныне приходят не, к примеру, кошмары, а мечты, фантазии. В 3 строфе, словно очнувшись, герой глядит вокруг: шумит народ. Каждый занят своим делом, всяк по-своему развлекается и радуется. «Праздною»: отдыхающей. Это единственная строфа, завершающаяся многоточием. В заключительной строфе поэт констатирует: догадывается человек об этом или нет, но весна «проносится над душою» его, будоража мечты (распалена – разожжена), возвращая надежду, придавая силы и смелость. Безусловно, между строк можно считать и намек на Вербное воскресенье – наступившее или приближающееся. Инверсия: просятся сны. Эпитеты: пленительные, тайною. Есть лексические повторы, аллитерация.
В раннем творчестве А. Фета можно встретить лирического героя, который вовлечен в круговорот жизни, с народом, а не стоит вне его, чужд его интересам.