Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни — и не ждешь!
Всё степь да степь. Безбрежная, как море,
Волнуется и наливает рожь.
За облаком до половины скрыта,
Луна светить еще не смеет днем.
Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.
Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.
Уж сумраком пытливый взор обманут.
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь.
Анализ стихотворения «Степь вечером» Фета
Произведение «Степь вечером» Афанасия Афанасьевича Фета – запечатленное мгновенье бытия.
Стихотворение датируется 1854 годом. Репутация поэта в литературных кругах упрочилась, уже вышла вторая его книга стихов, а вот военная карьера, предпринятая с целью возвращения себе законного дворянства, надежд не оправдала. Наконец, несколько лет назад трагически погибла любимая девушка поэта, М. Лазич, с которой он не решился связать судьбу из-за стесненного материального положения – как своего, так и ее. Впрочем, эта дорогая тень все же навсегда вошла и в его сердце, и в творчество. В жанровом отношении – пейзажная лирика, ямб с рифмовкой перекрестной, 5 строф. Гармонии и красоте А. Фет преданно служил в своей поэзии. Его степь – не просто визуализация увиденной отрадной картины, но и попытка передать звуки, дуновенье ветра, соприкосновенье с вечностью. Музыкальность стихов А. Фета общеизвестна, не стало исключением и это стихотворение. Строфы перетекают одна в другую, а в финале – трепетная нота созерцания Млечного Пути. Стих одновременно тяготеет и к импрессионизму, и к реализму. От первого – полнота и свежесть впечатления, от второго – точность детали. Все подробности взяты из подлинного календаря природы. Стихотворение может быть и отсылкой к одной из глав «Евгения Онегина», где идиллию лунного вечера нарушает жужжание жука. «Скрыпят коростели»: слово устаревшее, зато достоверно передает характер пения птицы. Лексика возвышенная и нейтральная, интонационно лирический герой будто затаил дыхание, любуясь простором, где «жилья не видно». Такой момент одиночества в мире не несет трагического оттенка. Среди живых существ, населяющих стих, есть и ямщик на тройке, медлительный лунь, жук сердитый, перепел и коростели. Впрочем, и сама природа одушевлена: тучи млеют, поля нежатся, звезды глядят, луна не смеет светить в полную силу. Эпитеты: блеске алом, сетью золотистой (еще и инверсия), безбрежная рожь. Инверсия: пропал ямщик, покрылись нивы, засветит Путь. Анафора в третьей строфе («вот»). Перечислительные градации, ряд отрицаний: нигде не видно, не пыля, не смеет, не шевеля. Сравнения: как море, как река. Читателю представлена картина постепенного перехода вечера в ночь, эмоционально пережитая «пытливым взором» наблюдателя.
В стихотворении «Степь вечером» А. Фета лирический герой заворожен и вдохновлен красотой земного мира.