Афанасий Фет — Сияла ночь. Луной был полон сад

A A A+

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета

Анализ стихотворений Анализ стихотворений Фета Афанасий Фет - Стихи о любви Короткие стихи про музыку Стихи о любви классиков Стихи о музыке Стихи о песне Стихи русских поэтов классиков
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

13 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Уважаемые авторы анализа! Вы не учли тот факт, что Фет был импрессионистом. А это значит, что в своих стихотворениях поэт главным образом старался передать мимолетные ощущения, ассоциации. И в данном стихотворении речь идет всего лишь о музыкальном вечере, на котором одна знакомая Фета (ни в коем случае не М. Лазич) пела романсы. Соответственно вы неверно раскрыли смысл стихотворения.

А шо такой большой, а!!
Нам его учить задали, а мне лень подскажите, что делать…

_ Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

_ Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и быть всегда с тобой.
/и жить одной судьбой./

_ И много лет прошло, лет жизни нашей лучших,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

_ Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизнь идёт вперёд, и хочется с тобой
Творить и исполнять божественный звуки,
И целый мир обнять, и жить одной судьбой !

© Силон Селенов, 5 октября 2020

Афанасий Фет… Кто такой Фет, и кто такой я ?
НО — «Не сотвори себе кумира».
/ 2-я из Десяти заповедей/

О том же говорит и научная мудрость, которую чётко выразил
Рене Декарт (1596-1650):
— «De omnibus dubitandum» — «Подвергай всё сомнению»
«Во всем следует сомневаться»

Зарядившись «учёной мудёростью», приступим к анализу А. Фета.
Как рядовой читатель, я буду сходить (поначалу) только из текста,
не прочитав историю этого стихотворения.

1-я строфа — замечательна !
«Проблемы» начинаются с последней строки 2-й строфы :

1) — «Тебя любить, обнять и плакать НАД тобой.»

= «Матир божа»!
В русском менталитете плачут НАД ::
— смертельно больным,
— покойником,
— гробом,
— могилой.

А тут — «Поспешишь — людей насмешишь!»
Как свидетельствуют в своих мемуарах Т.А. Кузминская (Берс)
«Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»,
гости разошлись в 2 часа ночи, а ужо к утреннему чаю Афанасий принёс свой труд.

Ёрник мог бы так прокомментировать::
— Дама — «готова», ОН — «НАД ней», но… не могёть,
оттого и «Плач (рыдание) Иеремии».
Соотв., романс можно было бы назвать
— «Плач импотента».

2) Слушатели были уже взрослые.
Фет пишет:
— » И много лет прошло (!!) , томительных и скучных…»

= Матка боска !
Мужик во цвете лет, так вдохновлённый пением,
что хочет её «люить, обнять» !!
Но ЕЁ любовь — надо заслужить, завоевать !
Да и здоровьичко подправить, чтобы потом не
«плакать НАД ней»…
Т.е. ОН — должен был бы Горы своротить, Реки вспять повернуть…
Или как пели в советское время::

_ Всё для тебя я, любимая, сделаю:
С неба достану звезду,
Выращу в тундре акацию белую,
Клад под землёю найду…
//»Ветры весенние» муз.: М Табачников, сл.: Я Хелемский //

А у него «много (!) лет прошло, томительных и скучных…»
Т.е. эти МНОГИЕ годы он вёл жизнь Па-ра-зи-та !
Но мы же знаем, что Фет не был паразитом.
Тогда что ЭТО ?
А это — результат спешки и необузданного честолюбия, спровоцированного его женой.

3) 3-я строфа — опять же, замечальная.
4)- а) «А жизни нет конца, и цели нет иной…»
Полный облом !!
Ведь сам же знает отлично, что ВСЕ — смертны !!!
б) За эти «много лет» ОН не имеет «иной» цели,
кроме этой шизоидной ????
Да тогда — «Гроши ему цена», как мужику, как Человеку !!…

5) » Как только веровать в рыдающие звуки…»
а) «веровать в…» — во что Веровать-то ??
Кроме того, Дама уже — НЕ «рыдает», а всего лишь —
«вздыхает»!
Слав те, Осподи, что вздохи ЕЁ ещё «звучны»,
а не шамкающие, шепелявые, хрипящие…

б) «Тебя любить, обнять и плакать НАД тобой!»
= Т.е., так и не вылечился бедолага…

А ведь Афанасий Афанасьевич — огромный талант !..
Мог бы «не гнать картину» и написать ещё один шедевр типа

«На заре ты её не буди…»

Повторю — да кто я такой ?!
НО — немного усердия и, памятую русскую классику, можно было бы
«Чуйсьтва Фета» изложить, приблизительно, так ::

Какое цепляющее и проникновенное стихотворение…

Стих очень хороший читать легко,Советую прочитать

В литературоведении название стихотворения немного отличается от данного.
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Дорогие мои, это стихотворение про другое. Прочитайте историю его создания. У Фета были и другие адресаты, кроме М. Лазич

По моему мнению, здесь есть неточность. Фет не хотел обременять Лазич и своей бедностью. Фет, мне кажется, не был настолько корыстен, чтобы жениться на ней из-за денег. Он понимал, что этим браком он погубит и себя, и Марию, потому что средств даже для существования не хватало.

одно из любимых стихотворений…

Очень красивое стихотворение!