Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.-
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно — как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой —
И в вечность улетим!
Анализ стихотворения «Майская ночь» Фета
«Майская ночь» была написана Фетом в 1870 году, произведение относится к позднему периоду творчества поэта. В это время жизни он уже полностью отошел от светской московской суеты, уволился из журнала «Современник» и уехал в имение в Орловской области. Здесь он работал мировым судьей, занимался переводами и немного писал.
Произведение посвящено Марии Лазич. Эта девушка – трагически погибшая возлюбленная Фета. Их свадьба не состоялась из-за финансовых трудностей, а, впоследствии, Мария погибла при пожаре в возрасте 25 лет. Поэт тяжело переживал эту утрату и посвятил ей целый цикл стихотворений.
Красота окружающей весенней природы окунает Фета в воспоминания. Он очень образно показывает ночной пейзаж, сравнивая его со сном. Описание природы – это выражение лирического настроя автора, его мечтаний о несбывшихся надеждах и счастье. Ночь – это то время суток, когда человек ожидает исполнения чего-то личного, сокровенного и недоступного.
Вторая часть стихотворения представлена интимными рассуждениями. Поэт вспоминает далекую, такую же прекрасную, весеннюю ночь. То время, когда возлюбленная была жива. В душе автора все сплетается воедино: ночь, любовь и сладкие воспоминания. Спустя годы и уже в зрелом возрасте (Фету было 50,) он понимает, что наличие жены и материальных благ не делают счастливым. В его настоящих отношениях не хватает духовной близости. Он обращается с этим восклицанием к прошлой любви: «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле».
Позднее творчество Фета отличается тем, что в нем нет романтики и восторженности. Автор узнал жизнь и во многом разочаровался. Однако, он по-прежнему мастерски и легко описывает картины майской природы, не теряя легкость слога и поразительную образность. Контрастом служит явное выражение одиночества поэта, его признание того, что он несчастен.
Для динамичности описания используются рифмующиеся глаголы «пролетает-тает», подчеркивая тем самым стремительность туч и акцентируясь на их растворении. Автор использует аллегории и одушевления, для более четкого отображения действительности: «Царит весны таинственная сила», «со звездами на челе».
Последние годы жизни Афанасия Фета – трагичны и глубоко несчастны. Современники отмечали, что он не раз пытался покончить с собой, его одолевали тягостные мысли. По его мнению, жизнь стала бессмысленной, так как в ней нет любви и душевного счастья. Это состояние души поэта несомненно отразилось на написанных им произведениях.
Да именно так, если рассматривать в философском контексте, то для кого-то счастье здесь на Земле и здесь его и находят некоторые люди. Как говорится: «Не родись красивым, а родись счастливым», а другие чувствуются себя не комфортно и несчастны и для них счастье не здесь в этой убогой среде в этом несовершенном мире, а в воздушной среде (в сиром и загробном мире), где царит лишь вечности покой. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
нет слов
молодец Фет
спасибо, очень хороший стих!